Въздушният бой - история и практика

Всичко за военната военната авиация по света
Кало
Мнения: 2252
Регистриран: пон окт 08, 2007 11:20 pm
Местоположение: София

Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Кало » чет апр 14, 2011 8:52 pm

предлагам тази нова тема във връзка с интересния разказ на съветски пилот - очевидец на събитията от 70-та в Египет, когато са свалени няколко съветски МиГ-21 от израелските ВВС.
самият разказ:

Мне на глаза попались статьи В.Заборского (НВО) и Л. Иоффе (Цахал) о воздушных боях в Египте в 1970г. Так как я был непосредственным свидетелем описываемых в этих статьях действий, то хочу поделиться своими воспоминаниями и выразить некоторое мнение об этих событиях.
По прибытию наших летчиков на аэродромы Бени-Суэйф и Комаушим была поставлена весьма локальная задача – прикрыть с воздуха южный фланг египетско-израильского фронта, а также Зафаранскую и Сохнинскую долины по которым на предельно низкой высоте израильская авиация прорывалась во внутренние районы Египта. При этом налагались серьезные ограничения – запрещалось вторгаться в воздушное пространство за линией фронта, а также залетать в зону ответственности египетских ВВС.
При выполнении боевых вылетов на прикрытие своей зоны израильские самолеты в случае малейшей возможности боестолкновения уходили на свою территорию. И все это делалось не из-за «джентльменского поведения», а просто изучалась манера управления нашими истребителями и ведение боевых действий. Изучение проводилось столь тщательно, что порой казалось, что они контролируют наши действия не только в воздухе, но и на земле.
В таких странных условиях наше командование решило «убить сразу двух зайцев»: помочь египетской истребительно-бомбардировочной части в атаке на дивизион УРС «Хок», и в случае боестолкновения проверить выучку своих летчиков. Для этого на аэродром восточнее Каира (названия уже не помню) была направлена эскадрилья самолетов (16 МиГ – 21), где и занималась прикрытием штурмовиков. Оставшиеся эскадрильи на аэродромах Бени-Суэйф и Комаушим по 16 МиГ – 21 занимались обычным прикрытием своего района, то есть на аэродромах в готовности №2 находились на дежурстве по 4 МиГ – 21, а остальные в готовности №3 в местах проживания.
Видимо, зная такую расстановку сил, израильтяне и предприняли свою операцию, так красочно, но совершенно не соответствуя действительности описанную в израильской статье. В этой статье были сведены в единое целое 3 эпизода боестолкновений разнесенных не только по месту действий, но и по времени. Так атаки «Скайхоков» производились за 5 дней до описываемого воздушного боя 30.07.70г., а эскадрилья с аэродрома египетских ВВС занималась прикрытием штурмовиков за 150 км от места описываемого боя.
30 июля после обнаружения КП четверки «Миражей» (четверки, а не одного «Миража» как в статье) было поднято звено Каменева с аэродрома Комаушим, а затем с аэродрома Бени-Суэйф звено Юрченко (Юрченко, Макара, Яковлев, Сыркин). После размыкания «Миражей», не смотря на большое превосходство противника (не менее 12-ти самолетов), четверка Каменева была введена в бой. Бой происходил на вертикальном маневре на высотах 2000-6000м. Журавлев – крайний ведомый был сбит и катапультировался.
Четверка Юрченко подтягивалась к месту боя для наращивания сил, но незамеченные на предельно малой высоте «Фантомы» (по нашим данным больше 12-ти самолетов) при подлете к месту боя (на расстоянии 10 км от боя) произвели ракетную атаку звена в наборе высоты, в результате чего ведущий Юрченко взорвался в воздухе, а Яковлев и Сыркин катапультировались из подбитых самолетов. Макара вступил в бой с «Миражом» который уклонился от атаки и он произвел посадку на ближайшем аэродроме. Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта – он оказался спекшимся, видимо, форсажной струей пролетавшего самолета.
А вот наша третья четверка (Саранин, Васильев, Мазур, Супрун) взлетела после старта четверки Юрченко через три минуты и прибыла к месту боя, где уже никого не было, и виднелись только три дыма от упавших самолетов.
Больше всего умиляют рассказы этих опытных израильских летчиков о большом количестве МиГов, которых было всего две четверки и к тому же разнесенных по времени. Ведь звено Юрченко входило в бой, когда звено Каменева его уже заканчивало. Таким образом, как боевой летчик мог насчитать из четверки самолетов 16, остается загадкой. Может быть, падающие подвесные баки с самолетов внесли свою сумятицу.
Да в данном случае наши летчики потерпели поражение, но ни в коем случае, не будучи в большинстве, тем более – подавляющем. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ – ТОТ СИЛЬНЕЕ КТО СМОГ В ДАННЫЙ МОМЕНТ И В ДАННОМ МЕСТЕ СОЗДАТЬ ПЕРЕВЕС И ДОСТИГНУТЬ ПОЛНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Еще после прочтения израильской статьи возникло ощущение, что на самом деле, как заявил тогдашний президент АРЕ А.Саадат, был сбит еще один – пятый самолет, но самолет ИЗРАИЛЬСКИЙ. Дело в том, что по прибытию в зону воздушного боя нас настойчиво и настоятельно информировали о наличии в зоне израильских вертолетов, правда, мы никого не обнаружили. Еще наводят на эту мысль воспоминания израильского летчика, где четверка МиГов превращалась в 16 самолетов. Полетные конфигурации МиГ – 21 и «Миража» того времени очень схожи и возможно перепутав цели эти «асы» произвели пуск ракет и по своим самолетам (тем более, что нанесение ударов по своим у американцев является традицией, а американских пилотов в 101-ой аэ было большинство). Скорее всего, летчик перетянул через линию фронта, где и катапультировался.
Если принять эту мысль за достоверную, то все становится на свои места: и нервозная суета с вертолетами на месте боя, и заявление А.Саадата, и воспоминания опытного израильского пилота у которого четверка самолетов превращалась в шестнадцать. Из восьмерки советских МиГов скрыть падение дополнительного самолета невозможно, а вот в армаде израильских самолетов тем более из разных частей очень возможно.

Кало
Мнения: 2252
Регистриран: пон окт 08, 2007 11:20 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Кало » чет апр 14, 2011 9:06 pm

още - учебен бой за прехват на АУАКС

Учебные воздушные бои с МИГ-23МЛ мне пришлось проводить на авиабазе Мары,во время проверки там полка.
Проводилось ЛТУ полка по уничтожению "АВАКС"(роль АВАКС выполнял АН-12).Его прикрывала группа МИГ-23 с Маров.Общее количество самолётов участвующи в ЛТУ я не помню,но приблизительно не менее
2-х АЭ МИГ-21БИС,с задачей сбить АВАКС и не менее АЭ МИГ-23МЛ(возможно это были МЛА.Я на МИГ-23 не летал,поэтому такими нюансами не владею),с задачей не допустить уничтожения АВАКС.
Бой оценивался,если АВАКС сбит,то маровским два,если не сбит то наоборот.
Были некоторые условности.Ввиду того,что самолётов с Маров было меньше,то одиночный самолёт имитировал пару,а нам было запрещено распускаться в парах.
Нашей паре была поставлена задача выполнить отвлекающую атаку АВАКС ,я в паре был ведомым.Атаковали мы под 90* к траектории АН-12.
Растояние было большое,возможно более 40км (точное не помню).
Построение групп при выполнение задачи выглядело следующим образом.
Курсы я пишу условно.Допустим АН-12 барражировал по маршруту с курсом 180*,затем пролетев какое-то количество километров разворачивался на 360*.Где находились МИГ-23 мы конечно не знали.
У них опыт был большой,они подобные задания выполняли регулярно.
Разумеется мы ещё должны были руководствоваться и схемой полётов в районе Маров.
Наша группа выстроилась длинной "кишкой".Была ударная группа (звено),её хорошо прикрыли.Фактически смыслом задачи остальных групп,это прикравать ударную группу.А она должна была тупо прорываться к АН-12.Группы шли вне визуальной видимости друг за другом и по бокам от ударной группы.Управление осуществлялось с КП голосом.Наша пара находилась в конце группы.
Сначала МИГ-21 шли параллельно полёту АН-12,на большом интервале.Затем передовая группа выполнила разворот на 180* и оказалась на линии полёта АН-12,и сзади АН-12.Расстояние было до АН-12 большое,более 40 км.
Пара в которой находился я оказалась на траверзе АН-12(так рассчитали).Мы развернулись на 90* в сторону цели и со снижение до 1000м с разгоном скорости по прибору более 1000к/ч полетели на АН-12.
КП Маров среагировали,что для меня было неожиданностью,я заметил МИГ -23 слева,на какой скорости он нас перехватывал трудно сказать,но очень быстро.Заметили мы его довольно далеко,на встречно- пересекающихся слева,т.к. мы были ниже.Похоже визуально он нас не видел,т.к летел немного в сторону и выше нас метров на 500..Задачей нашей пары было лететь в сторону цели до последней возможности.Мы рассчитывали выманить на себя как можно больше самолётов из группы прикрытия АН-12,но когда МИГ-23 стал подходить к нашему траверзу,он нас заметил и стал на нас доворачивать.Нам ничего не оставалось как включить форсажи и начать разворот на него.
Он один,нас двое.Мы выполнили "Узел".Ведущий продолжал вираж влево,я начал выполнять косую петлю в влево.Подойдя к верхней точке фигуры,посмотрел в левый нижний угол фонаря,МИГ-23 там ,дальше зашёл к нему в хвост на расстояние метров 250-300.Доложил ведущему,ведущий пошёл резко вверх.МИг-23 остался в вираже,у него был включон форсаж.Первоначально я расчитывал,что мне придётся включить ЧР,но я устойчиво стоял у него в хвосте,и даже выносил марку вперёд его траектории.Ведущий выполнив косую оказался сзади меня,так мы выполнили пару виражей,и по остатку прекратили бой.
Наш расчёт выманить на себя несколько самолётов не удался,ОБУ с Маров оказались опытными и лишнего не кого не послали.
А ударная группа пробилась к АН-12 и отсняли замечательную плёнку.
Расчёт на прикрытие ударной группы себя оправдал,а расчёт на возможный прорыв нашей пары не оправдал.
Исходя из этого ЛТУ,я для себя сделал вывод(который никому не навязываю),что ударную группу при выполнение подобных задач надо прикрывать.
Наверное подойти к АВАКС назамеченными очень сложно,если вообще возможно,поэтому обязательно должна быть ударная группа,и мощное прикрытие этой ударной группы.При разработке плана основное внимание необходимо уделить вариантам прикрытия ударной группы.

и изобщо - много интересната тема - http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=3667

Малчев 23
Мнения: 211
Регистриран: пет яну 30, 2009 2:32 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Малчев 23 » пет апр 15, 2011 1:29 pm

Супер тема!
През така наречените 70 години бях млад летец в Гр. Игнатиево.Войната между Египет и Израел се водеше.Един ден на летището кацна съветски транспортен самолет с граж-
дански знаци и от него се изсипа група от около 20 младежи.Казаха ни,че са руски търговски представители и ги настаниха в ,,Казиното".На другия ден ЗКПЧ каза,че е организирал волейбол с нашите гости.Заиграхме .Бяха много добри.Когато един от,,търговците"каза:,,Витя прикрой.Атакую."Разбрахме, че са колеги и заминават на мисия.
След години,съдбата ме срещна с един от тях-Виктор в Монино.Той разказа:,,От начало летяхме в смесени двойки-егитяните водени.Но тези момчета като чуеха,че във въздуха има израилтяни,веднага бягаха.Така свалиха много наши.От първата ескадрила се върнахме само двама!Израелските летци за всеки боен полет правеха план и ако обстановката не съответстваше на плана им-напускаха района.
Виктор беше след това преподавател в Академия ,,Гагарин"

Потребителски аватар
Грозев
[Site Admin]
Мнения: 10218
Регистриран: пет окт 05, 2007 8:18 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Грозев » чет юли 28, 2011 5:08 pm

Въздушен бой между два Су-27СМ

Anyone who fights for the future, lives in it today

Потребителски аватар
фен27
Мнения: 372
Регистриран: чет сеп 23, 2010 10:54 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от фен27 » вт авг 02, 2011 11:08 pm

Когда во Вьетнаме в 1964 г. началась война, Северный Вьет­нам имел не только немногочисленные, но к тому же еще и до­статочно устаревшие истребительные силы. Для действий про­тив многочисленных и совершенных американских самолетов пилоты стали применять необычную тактику — «засады и де­монстрации»: пара советских устаревших дозвуковых МиГ-17 поднималась на большую высоту и начинала летать по просто­му маршруту, имитируя обычное боевое патрулирование.

В то же время на малых высотах, невидимые с высоты на фоне буйной растительности, с небольшим отставанием за ними летели сверхзвуковые МиГ-21 с пушками и ракетами наго­тове. Как только американские летчики «клевали» на наживку в виде тихоходных МиГ-17 и устремлялись в атаку, МиГ-21 быстро «выныривали» из своей «засады», мгновенно набирали высоту и сбивали американские самолеты.

http://www.knights.ru/tech/vozdushnyj-boj.html

Малчев 23
Мнения: 211
Регистриран: пет яну 30, 2009 2:32 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Малчев 23 » чет авг 18, 2011 12:27 pm

Някъде към 1967 год. в 10САК имаше руски летец съветник-полк.Щукин.Той беше участ-
ник във войната в Виетнам.Веднаж бях планиран с него за изпълнение на въздушен бой с МиГ17.Боят се водеше по уточнена схема.В зоната първо аз бях отпред.По едно време някаква сянка застана над мен.Поглеждам и виждам на една боя разстояние ми се хили полковникът.Той правеше атаките от около 300 м.и излизаше на 15-20.Разбира се не ме допусна аз да съм атакуващ и когато кацнахме сподели:Стрелбата с оръдията беше ефективна от 150 докъм 70 м.Спомних си,че същото пишеше и Кожедуб в своята книга.Но
това Бяха последните рицари на близкия бой.

Потребителски аватар
фен27
Мнения: 372
Регистриран: чет сеп 23, 2010 10:54 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от фен27 » съб окт 29, 2011 9:46 pm

С интересна песничка към клипа 8)

Стоян
Мнения: 807
Регистриран: пон яну 03, 2011 7:24 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Стоян » пон окт 31, 2011 5:33 pm

Ето един линк който разказва за различни аспекти от въздушната война:

АФРИКАНСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ РОССИИ

Изображение

Информацията циркулира в Мрежата в различни варианти. Тази статия е един от добре синтезираните.
Има различни изводи в оплаквателен стил за руската авиация, но те могат и да не се четат. Това което е интересно е конфронтацията във въдуха между Етиопия и Еритрея.

Потребителски аватар
Shilo
Мнения: 205
Регистриран: ср дек 26, 2007 1:22 pm
Контакти:

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Shilo » пон окт 31, 2011 6:34 pm

фен27 написа: С интересна песничка към клипа 8)
Чиж и Ко - Фантом. :D

Малчев 23
Мнения: 211
Регистриран: пет яну 30, 2009 2:32 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Малчев 23 » вт ное 01, 2011 1:40 pm

Стоян написа:Ето един линк който разказва за различни аспекти от въздушната война:

АФРИКАНСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ РОССИИ

Изображение

Информацията циркулира в Мрежата в различни варианти. Тази статия е един от добре синтезираните.
Има различни изводи в оплаквателен стил за руската авиация, но те могат и да не се четат. Това което е интересно е конфронтацията във въдуха между Етиопия и Еритрея.
Статията е интересна особенно ако си свидетел на събитията.Тъй като темата обаче е за въздушния бой,мисля че разгледаните епизоди имат своя аналог във Виетнам,но с друга техника.В небето на тази част на Африка не се водеха реално бойни действия.Там предимно се дежуреше във въздуха с цел сдържане действията на противника.На тожи фон очевидна слабост беше слабата координация между ПВО и авиация.По тази причина бе свален и командира на ескадрила на Л 39 от ,,другарски огън".Друга слабост беше излишната самонадеяност на командния състав включително и на споменатия ген.Абеба.Етиопските летци излитаха без ясен план или ако имаха такъв,не го спазваха.Защо повече от 10 години от събитията е написана тази статия не ми е ясно.Може би да се подчертае,че и при наличието на отлична авиационна техника,нещо куца в тактическата подготовка на летателния състав.
Тук искам да почета и паметта на момчето от снимката.Този етиопски летец загина при един от първите си самостоятелни полети нощем.Причина? Неоправдано форсиране на подготовката им.


Потребителски аватар
iulian
Мнения: 186
Регистриран: нед мар 22, 2009 4:42 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от iulian » ср дек 14, 2011 5:51 pm

Мдаа...ако имаше субтитри или ако знаех английски :D

Потребителски аватар
Blackhawk
Мнения: 786
Регистриран: пон ное 22, 2010 5:48 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Blackhawk » ср дек 14, 2011 5:56 pm

В училище не учите ли английски :P
Общо взето човека разказва, че Су-30МКИ не е чак такова страшилище и споменава някой интересни подробности от учението, например у нас аргумент против F-16 е, че пистата трябва да е много добре почистена за да не попаднат разни мръсотии във въздухозаборника.
Е, излиза, че и при Су-30 МКИ пистата трябва да е много добре почистена , защото ако индийците повредят двигател трябва да го пращат обратно в Русия .

Потребителски аватар
iulian
Мнения: 186
Регистриран: нед мар 22, 2009 4:42 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от iulian » ср дек 14, 2011 6:14 pm

:D В училище учихме руски,сега децата ми учат английски :D

Потребителски аватар
Blackhawk
Мнения: 786
Регистриран: пон ное 22, 2010 5:48 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Blackhawk » ср дек 14, 2011 6:22 pm

Супер, викни ги да ти превеждат , хубава семейна седянка пред компа би се получила 8)

Потребителски аватар
techo
Мнения: 401
Регистриран: ср апр 21, 2010 9:20 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от techo » ср дек 14, 2011 8:38 pm

Ха сегааа,не беше ли тва клипче заради което избухна скандал ,първо заради тва ,че го има за свободно гледане(как така е изтекъл в нета)иии второ заради некомпетентността на говорещия (тоест заради споменаването от него на доста 'неистини') :D

Потребителски аватар
Грозев
[Site Admin]
Мнения: 10218
Регистриран: пет окт 05, 2007 8:18 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Грозев » ср дек 14, 2011 11:12 pm

Записът е стара работа. Доста подробно разнищен в броя на АЕРО от април 2009 г.
С две думи, кретенски коментари от полу идиот, който си е говорил празни приказки пред някакви гости на учението.
Anyone who fights for the future, lives in it today

Потребителски аватар
Blackhawk
Мнения: 786
Регистриран: пон ное 22, 2010 5:48 pm

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Blackhawk » чет дек 15, 2011 12:51 am

Полу идиотите кога почнаха да ги правят пилоти на F-15E и после да им дават щабни длъжности ?

Кало
Мнения: 2252
Регистриран: пон окт 08, 2007 11:20 pm
Местоположение: София

Re: Въздушният бой - история и практика

Непрочетено мнение от Кало » чет дек 15, 2011 5:34 pm

откакто свят светува. всъщност вариантите са два - 1. или този е полуидиот, или 2. откровено и безумно неграмотно лъже. друг вариант няма.


Отговори